«Альтернативное урегулирование споров (АУС) - это группа процессов, с помощью которых решаются споры и конфликты без обращения к формальной системе судопроизводства. Включает:
Основные виды АУС - переговоры, арбитраж и медиация.
Арбитраж – это процесс, в ходе которого две стороны встречаются в присутствии нейтрального третьего лица, являющегося специально подготовленным арбитром. Третье лицо выслушивает обе стороны, и затем выносит обязательное или необязательное для выполнения сторонами решение, в зависимости от того, о чем стороны договорились заранее (как правило, в контракте). Фактически, арбитраж создает частную судебную систему. Если одна из сторон не желает соблюдать условия решения, заставить такую сторону к исполнению решения можно через государственный суд.
Международный арбитраж используется, когда стороны или предмет спора находятся в разных юрисдикциях. Обычно стороны заключают соглашение, где прописывается, к какому международному арбитражному суду они могут обращаться в случае возникновения спора. Такой вид арбитража также используется правительствами для решения международных споров.
Внутренний арбитраж применяется, если стороны проживают или имеют зарегистрированные предприятия в одной и той же стране, поэтому спор решается в третейском суде этой страны.»
Медиация - это метод разрешения споров с привлечением посредника (медиатора), который помогает сторонам конфликта наладить процесс коммуникации и проанализировать конфликтную ситуацию таким образом, чтобы они сами смогли выбрать вариант решения, удовлетворяющий интересы и потребности всех участников конфликта. В отличие от формального судебного или арбитражного процесса, во время медиации стороны достигают согласия сами - медиатор не принимает решение за них.
Медиатор – нейтральная, по отношению к сторонам конфликта, третья сторона (специально подготовленный посредник), способствующая достижению сторонами взаимоприемлемого согласия решить этот спор, сосредотачиваясь при этом на интересах сторон, а не на правовых позициях или договорных правах.
Коммерческая медиация (commercial mediation) - процесс разрешения споров в сфере хозяйственных правоотношений, корпоративного управления и др. между не подчиняющимися друг другу сторонами. Для проведения коммерческой медиации привлекаются сторонние независимые медиаторы. Сторонам обеспечиваются равные возможности в выборе независимого медиатора.
Медиация в организации (work-place mediation) - процесс разрешения конфликтов, в котором сторонами конфликта являются представители одной организации, а медиатором может выступать как внутренний, так и посторонний независимый медиатор. Такая медиация является частью системы управления конфликтами в организации.
Главные отличия АУС от судебного разбирательства:
- 1. В субъекте процедуры: доминирующее положение самих сторон
- 2. В предмете процедуры: основное внимание не фактам, а реальным интересам
- 3. В ходе процедуры: гибкость и неформальность
- 4. В результатах и последствиях: взаимоприемлемое решение, выработанное сторонами совместно.
Принципы медиации:
- 1. Добровольность
- 2. Конфиденциальность
- 3. Искренность намерений по разрешению конфликта
- 4. Беспристрастность посредника
- 5. Правомочность сторон
- 6. Неформальность и гибкость процедуры медиации
Преимущества медиации:
- 1. Экономия времени
- 2. Снижение стоимости процесса разрешения спора
- 3. Возможность влиять на результат
- 4. Конфиденциальность процедуры
- 5. Возможность сохранения или восстановления деловых отношений с партнерами
- 6. Возможность предотвратить возникновение подобных конфликтов в будущем
- 7. Гарантия исполнения решения (в случае успешной медиации)
Сравнение основных процессов разрешения спора
|
Частные переговоры |
Медиация |
Судебное разбирательство |
Основания |
Договоренность о переговорах |
Договоренность и договор об участии в медиации |
Судебный иск |
Характер |
|
Участие на паритетных началах |
Состязательность |
Начало |
Одна сторона контактирует с другой по собственной инициативе |
По обращению стороны, УЦМ может связаться с другой стороной |
Сообщение о предварительном рассмотрении дела через суд |
Трудности |
Отсутствие того, кто руководит процессом |
Переубедить другую сторону начать процедуру |
Выяснение сути спора; исполнение решения |
Продолжительность |
Может быть различной. Переговоры могут затянуться из-за нехватки организации процесса |
Предварительно оценивается сторонами, контролируется УЦМ и медиатором. Добровольность участия настраивает стороны разрешить спор как можно быстрее |
Много времени отнимает назначения дела к рассмотрению. Другая сторона может не являться в суд, - судебные заседания будут откладываться. |
Степень контроля сторон результата и процесса |
Высокий |
Высокий
|
Низкий |
Регулирование |
Неформальная процедура |
Правила медиации и Кодекс этики медиатора |
Процессуальное законодательство |
Роль юристов |
Обеспечение сотрудничества или соревновательности процесса в зависимости от вида переговоров, в которых они участвуют |
Обеспечение сотрудничества. Эффективный вклад в переговоры, которые проводятся с помощью третьей нейтральной стороны. Правовое оформление результатов медиации |
Обеспечение соревновательности процесса при осуществлении защиты |
Роль нейтральной третьей стороны |
|
Посредничество в переговорах и налаживание коммуникации (медиатор) |
Принятие решения на основе закона (судья) |
Риски |
|
Отсутствие согласия |
Непредсказуемый результат и сложности при исполнении решения |
Порядок формализации результата |
Договоренность или договор |
Договоренность, соглашение или договор |
Постановление или решение суда |
Отношения между сторонами |
остаются неопределенными |
Улучшенные |
Могут ухудшиться и быть расторгнуты |